"По дороге в школу"

Воспитатель высшей категории Макаровская Галина Александровна.
Воспитатель высшей категории
Макаровская Галина Александровна

Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.

Цель программы: оказание помощи детям  старшего дошкольного возраста в подготовке руки к письму и сформированности определенных графических навыков для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.

В ходе проведения занятий используются  задания из тетради Т.А. Воробьевой «85 уроков для обучения письму» (серия «Готовимся к школе»).

Ожидаемые результаты:

-  Дети умеют правильно сидеть за столом во время письма и располагать рабочую тетрадь, правильно держать карандаш и ручку.

- У детей хорошо развита мелкая моторика и координация рук, сформированы элементарные навыки письма.

 - Дети умеют проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые), проводить линии в разных направлениях, обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.

- Дети уверенно ориентируются на листе бумаги в клетку и в линейку, прописывают элементы букв по предложенному образцу, не выходя за пределы строчек и соблюдают заданный наклон элементов.

Программа занятий

Сентябрь

Тема занятия

Задачи:

Задания

Повторение.

1.

Инструктаж по технике безопасности

Ориентировка на листе бумаги (наверху, внизу)

Работа в прописи

1.Познакомить детей с правила поведения на занятии, о безопасном использовании канцелярских принадлежностей.

2.Совершенствовать опыт моторной ориентировки в пространстве с учетом основных направлений (наверху, внизу).

3. Расширять представления детей о пространственных отношениях.

4. Учить ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию.

5. Учить детей ориентироваться на листе бумаги.

6. закреплять умение проводить дугообразные линии, аккуратно закрашивать

 1.Соедини цифры по порядку. Что получилось? 

2.Раскрась красным карандашом квадрат, который расположен вверху, а зеленым, который внизу.

2.

 Ориентировка на листе бумаги

(слева, справа)

Работа в тетради в клетку

1.Совершенствовать опыт моторной ориентировки в пространстве с учетом основных направлений (слева, справа).

2. Расширять представления детей о пространственных отношениях. 

3. Учить ориентироваться на плоскости листа. Познакомить с промежуточными направлениями.

4.  Развивать навыки передвижения в заданном направлении с точкой отсчета от себя.

5. закреплять умение рисовать в рисовании фигур и элементов по образцу

 1.Нарисуй справа (слева) точно такую же фигуру по клеточкам.

2. Закрась справа только те геометрические фигуры, их которых нарисован зайчик.

3.

Ориентировка на листе бумаги

(перед, за)

Работа в прописи

1. Совершенствовать опыт моторной ориентировки в пространстве с учетом основных направлений (перед, за).

2.Расширять представления детей о пространственных отношениях. 

3. Формировать умение располагать предметы по словесным инструкциям педагога.

4.Упражнять в микроориентировке на листе бумаги.

5. закреплять умение раскрашивать картинки в соответствии с цифрами

1.Напиши соседей чисел. 

2. Раскрась пирамидку за коробкой синим цветом, перед коробкой – желтым.

4.

Ориентировка на листе бумаги

(между, рядом)

Работа в тетради в клетку

1. Совершенствовать опыт моторной ориентировки в пространстве с учетом основных направлений (между, рядом)

2.Расширять представления детей о пространственных отношениях. 

3. Упражнять в ориентировке с помощью зрения и слуха.

4. Развивать навыки микроориентировки на листе бумаги

5. закреплять умение рисовать в рисовании фигур и элементов по образцу в соответствии с заданием

1. Сколько всего мячей? Раскрась  мяч зелёным карандашом, который расположен между синим, и рядом с красным мячом.

2. Дорисуй между конфетами – тучку, рядом с тучкой -  солнышко.

                                                              

Октябрь

Тема занятия

Задачи:

Задания

Обведение по контуру геометрических фигур

1.

Обведение по контуру геометрических фигур

Работа в прописи

1. Учить детей работать с трафаретом, вспомнить знакомые геометрические фигуры, составлять сюжетные картинки.

2. Развивать у детей психические процессы, мелкую моторику пальцев рук.

3. Воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям.

4. учить детей дорисовывать круги на картинках. Аккуратное закрашивание

1. Работа с трафаретом.

2. Обведение по контуру геометрических фигур, составление сюжетной картинки.

2.

Обведение по контуру букв

Работа в тетради в клетку

1. Учить детей воссоздавать первую букву своего имени, обводить по контуру буквы.

2. Развивать психические процессы.

3.Воспитывать аккуратность, усидчивость.

4. закреплять умение рисовать в рисовании фигур и элементов по образцу в соответствии с заданием

1. Воссоздание первой буквы своего имени.

2. Обведение по контуру букв.

3.

Обведение по трафарету

Работа в прописи

1. Продолжать учить детей работать с трафаретом, составлять сюжетную картинку без помощи взрослого.

2. Развивать психические процессы.

3. Воспитывать аккуратное, правильное выполнение задания.

4. закреплять умение проводить непрерывные линии в круговом направлении

1. Работа с трафаретом.

2. Составление сюжета при помощи трафарета.

4.

Обведение по контуру при помощи предметов- заместителей: стакан- круг; коробка- квадрат…

Работа в тетради в клетку

1. Учить детей пользоваться предметами - заместителями, показать схожесть контуров.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

3. Воспитывать бережное отношение к предметам - заместителям.

4. Закреплять умение рисовать в рисовании фигур и элементов по образцу в соответствии с заданием.

1.Знакомство с предметами -заместителями

2. Обведение по контуру при помощи предметов - заместителей

                      

Ноябрь

Тема занятия

Задачи:

Задания

Ознакомление с правилами штриховки

1.

Штриховка слева на право

Работа в прописи

1.Учить детей штриховке в заданном направлении.

2.Развивать глазомер, усидчивость, мелкую моторику пальцев рук.

3.Упражнять в микроориентировке на листе бумаги.

4. закреплять умение обводить элементы букв и узоров, раскрашивать

1. Игра «Дорисуй и заштрихуй».

2.Пальчиковая гимнастика.

2.

Штриховка сверху – вниз

Работа в тетради в клетку

1.Продолжать учить детей штриховке в заданном направлении.

2. Расширять представления детей о штриховке.

3. Воспитывать аккуратность в работе.

4. закреплять умение рисовать в рисовании фигур и элементов по образцу в соответствии с заданием

1. Игра «Дорисуй и заштрихуй»

2. Пальчиковая гимнастика.

3.

Штриховка в разных направлениях

Работа в прописи

1. Продолжать учить детей штриховке в заданном направлении.

2. Развитие зрительно - двигательной координации.

3. Воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям.

4.закреплять умение обводить элементы букв и узоров, раскрашивать

1. Игра «Дорисуй и заштрихуй.

2. Пальчиковая гимнастика.

4.

Штриховка полукругами

Работа в тетради в клетку

1. Продолжать учить детей штриховке в заданном направлении.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

3. Воспитывать усидчивость.

4.  закреплять умение рисовать в рисовании фигур и элементов по образцу в соответствии с заданием

1.Игра «Дорисуй и заштрихуй».

2.Пальчиковая гимнастика.

                                                                     

                                                              

Декабрь

Тема занятия

Задачи:

Задания

Ознакомление с рабочей строкой

1.

Письмо короткой наклонной палочки с закруглением внизу

Работа в прописи

1.Учить детей писать короткую наклонную палочку с закруглением внизу.

2.Способствовать развитию мелкой моторики, глазомеру.

3. Воспитывать аккуратность в работе.

4.закреплять умение обводить линии различной направленности, без отрыва руки

1. Отгадывание загадок.

2. Упражнение «Зонтик».

2.

Письмо длинной наклонной палочки с закруглением внизу

Работа в тетради в клетку

1.Учить писать длинную наклонную палочку с закруглением внизу.

2.Научить детей адекватно воспринимать оценку воспитателя.

3.Воспитывать усидчивость.

4. закреплять умение рисовать в рисовании фигур и элементов по образцу в соответствии с заданием

1.Отгадывание загадок.

2.Упражнение «Зонтик».

3.

Письмо короткой наклонной палочки с закруглением вверху

Работа в прописи

1.Учить писать короткую наклонную палочку с закруглением вверху.

2. Продолжать учить участвовать в диалоге с воспитателем.

3. Воспитывать положительное отношение к работе.

4. дорисовать картинки, так чтобы они стали одинаковыми

1. Отгадывание загадок.

2. Упражнение

«Напиши верно».

4.

Письмо длинной наклонной палочки с закруглением вверху

1.Учить писать длинную наклонную палочку с закруглением вверху.

2.Развивать способность к самооценке.

3. Воспитывать прилежность, трудолюбие.

4. закреплять умение рисовать в рисовании фигур и элементов по образцу в соответствии с заданием

1. Отгадывание загадок.

2. Упражнение

«Напиши верно».

                                                                          Январь

Тема занятия

Задачи:

Задания

Рисование по клеточкам по

слуховому восприятию

1.

Рисование по клеточкам «Жираф»

Работа в прописи

1.Учить проводить прямые линии определенной длины в заданном направлении.

2.Развивать зрительно-пространственное восприятие.

3.Воспитывать усидчивость, умение слушать воспитателя.

4. обвести по точкам и раскрасить

1. Беседа по картинке.

2. Рисование по клеточкам

2.

Рисование по клеточкам «Утенок»

Работа в тетради в клетку

1.Учить понимать  указания взрослого.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

3. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу.

4. закреплять умение рисовать в рисовании фигур и элементов по образцу в соответствии с заданием

1. Беседа по картинке.

2.Рисование по клеточкам

3.

Рисование по клеточкам «Собака»

Работа в прописи

1.Учить четко выполнять указания взрослого.

2. Активизировать слуховое восприятие.

3. Воспитывать внимательность, умение выполнять учебную задачу.

4. обвести картинки по точкам и раскрасить

1.Беседа по картинке.

2.Рисование по клеточкам.

4.

Рисование по клеточкам «Кошка»

Работа в тетради в клетку

1.Учить детей обводить клеточку, видеть ее.

2. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради.

3. Воспитывать старание, аккуратность.

4. обвести элементы букв и узоров

1. Беседа по картинке.

2. Рисование по клеточкам

.

Февраль

Тема занятия

Задачи:

Задания

Обводка контурных предметов по точкам цветными карандашами

1.

Обводка контурных предметов по точкам «Кран»

Работа в прописи

1.Учить детей обводить контур предмета по точкам.

2. Развивать умение производить точные движения цветными карандашами.

3.Воспитывать добросовестное отношение к работе.

4. обвести картинки по точкам

1.Отгадывание загадок.

2. Упражнение «Строители»

2.

Обводка контурных предметов по точкам «Чаепитие»

Работа в тетради в клетку

1.Продолжать учить детей обводить контур по точкам.

2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

3.Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

4. закреплять умение рисовать в рисовании фигур и элементов по образцу в соответствии с заданием

1. Отгадывание загадок.

2. Упражнение «День рождения».

3.

Обводка контурных предметов по точкам «Грибы»

Работа в прописи

1.Продолжать учить детей обводить контур по точкам.

2.Развивать логическое мышление, представление, воображение, зрительную память.

3.Воспитывать усидчивость.

4. обвести элементы букв и узоров

1.Отгадывание загадок.

2. Упражнение «Грибы».

4.

Обводка контурных предметов по точкам «Буратино»

Работа в тетради

1.Продолжать учить детей обводить контур по точкам.

2.Развивать психические процессы.

3. Воспитывать аккуратность в работе. 4. закреплять умение рисовать в рисовании фигур и элементов по образцу в соответствии с заданием

1. Отгадывание загадок.

2.Упражнение «Друзья».

Март

Тема занятия

Задачи:

Задания

Письмо элементов строчных и заглавных букв

1.

Письмо элементов строчной, заглавной буквы своего имени.

Работа в прописи

1.Сформировать в памяти детей четкий зрительно-двигательный образ заглавной буквы своего имени; научить писать ее по алгоритму и соединять с буквами нижнего и верхнего соединения.

2.Развить у детей фонематический слух, формировать умение звукового анализа слов и перекодирования их в графическую форму, учить использовать, основные мыслительные операции - анализ-синтез, сравнение, обобщение; закреплять правила посадки при письме, правила письма.

3.Воспитывать позитивное отношение к письму как виду речевой деятельности и устойчивый познавательный мотив.

4. заштриховать фигуры в указанном направлении ровными линиями

1. Пальчиковая гимнастика.

2. Вспоминаем и проговариваем первую букву своего имени.

3. Придумываем слова на первую букву своего имени.

2.

Работа в прописи.

1. Создать условия для закрепления умения писать заглавную и строчную буквы.

2.  Содействовать развитию моторики, фонематического слуха; способствовать воспитанию аккуратности.

3. Воспитывать усидчивость, желание слушать воспитателя.

1. Пальчиковая гимнастика.

2. Внимательно слушаем задание, отвечаем на вопросы воспитателя.

3. Работа в прописях.

3.

Работа на индивидуальных листах «Умные раскраски».

1. развивать внимательность и усидчивость

2. закреплять умения и желание доводить начатое до конца

3. раскрасить картинку цветными карандашами в соответствии с цветовым заданием

1. Пальчиковая гимнастика.

2. внимательно слушаем задание, самостоятельно выполняем

4.

Работа в прописи.

1. Закреплять навыки письма; развивать речь, образное мышление, фонематический слух; обогащать словарный запас детей.  

2. Формировать навык самоконтроля,  создать условия благоприятного психологического климата.

3. Воспитывать аккуратность в работе.

1. Пальчиковая гимнастика.

2 Внимательно слушаем задание, отвечаем на вопросы воспитателя.

3. Работа в прописях.

Апрель

Тема занятия

Задачи:

Задания

Основные правила красивого письма

1.

Изучение правила красивого письма (работа в прописи)

1.Учить правильно сидеть, держать тетрадь и пользоваться ручкой, придерживаться строки; соблюдать поля.

2.Формировать навык обведения образца буквы (копировальный прием).

3. Воспитывать аккуратность в работе.

 1. Пальчиковая гимнастика.

2. Внимательно слушаем задание, отвечаем на вопросы воспитателя.

3. Работа в прописях

2.

Работа в тетрадях в  клетку

Графический диктант

1.Закреплять умение прорисовывать узоры, элементы прописных букв, печатать буквы по образцу, соблюдать строчку, пропуск клеток.

2. закреплять умение написания графического диктанта

1. Пальчиковая гимнастика.

2. Внимательно слушаем задание, отвечаем на вопросы воспитателя.

3. Работа в прописях

3.

Мониторинг

1.Проверить знания, умения, приобретенные на занятиях.

2. Оценить уровень эффективности работы программы.

1. Выполнение заданий

4.

День открытых дверей.

1.Познакомить родителей с работой кружка «По дороге в школу».

2.Показать родителям, чему научились дети за год.

3.Создание праздничной обстановки и радостной атмосферы у детей.

1. Чтение стихов.

2. Работа в тетрадях.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie